Нижний Дунай. Геоэкономическая трансформация

Нижний Дунай. Геоэкономическая трансформация
Регион является «сейсмически» активным в геополитическом отношении. Здесь выделяются две исторических области в украинском и румынском Придунавье, соответственно, Южная Бессарабия (Буджак) и Добруджа. Буджак имеет относительно небольшой срок пребывания в геостратегическом пространстве Российской/Советской империи. Депрессивная в экономическом отношении территория Украины обладает высоким потенциалом социальной напряженности. Украина за годы независимости утратила функции главного коммуникационного узла на Нижнем Дунае, уступив лидерство соседней Румынии. Несмотря на экономические трудности, Румыния завершила грандиозный проект, начатый в недавнем прошлом по созданию крупнейшего и современного коммуникационного узла в Юго-Восточной Европе. С завершением строительства канала Рейн - Майн - Дунай введены в эксплуатацию румынские каналы Чернавода - Констанца-Юг, пропускной способностью до 100 млн. т в год, и Меджидия - Новодари. Констанца стала основными дунайскими воротами Центрально-Восточной Европы. Кроме того, имеется и естественный выход в Черное море через глубоководное Сулинское гирло, ведутся дноуглубительные работы на Георгиевском гирле. За последние двадцать лет в инфраструктуру торгового судоходства вложено свыше трех миллиардов долларов. Румыния успешно проводит политику открытости, приватизации крупных судоходных компаний.

После распада СССР и утраты геополитической роли России в Юго-Восточной Европе Украина последовательно сдает доставшиеся ей в наследие геостратегические позиции в регионе. Планируемый ЕС международный транспортный коридор «из варяг в греки» и черноморский кольцевой обходят стороной крупнейшие украинские порты на Черном море и Дунае. Основной маршрут этих коридоров пройдет в Юго-Восточной Европе через Кишинев и Будапешт в обход Украинского Придунавья. Создании в Украине свободной экономической зоны на границе с Молдовой и Румынией в Рени не привело к ожидаемому притоку инвестиций и грузооборота. Одесский портово-коммуникационный узел уступил по грузообороту румынской Констанце.

В 1997 г. в Киеве был парафирован украинско-румынский политический (рамочный) договор, однако экономические проблемы шельфа и острова Змеиный не были урегулированы. Подписанное двухстороннее соглашение явилось временной уступкой со стороны Румынии в связи с планами вхождения в НАТО и соответствующими требованиями руководства военного блока. В Румынии сильны позиции политиков, выступающих за жесткие позиции в отношении спорных проблем континентального шельфа и демаркации государственной границы, а также защиты прав проживающих в Буджаке молдаван, которых в соседней стране считают этническими румынами.

На протяжении 20 века Румыния постоянно испытывала угрозу со стороны Российской/Советской империи в связи с Восточным вопросом и проблемой Черноморских проливов, в контексте которой историческая область Добруджа рассматривалась как стратегический коридор России к Стамбулу, с возможной её передачей Болгарии. Как подтверждают открытые материалы российских архивов, советские вожди были последовательными продолжателями царской политики в данном вопросе. Мало известен факт подготовки в 1939-1940 гг. проекта тройственного пакта между Германией, Италией и Советским Союзом новой конвенции о Черноморских проливах, затрагивающим проблемы территориальной целостности Румынии (возможного отторжения Добруджи). Приход к власти режима генерала Антонеску временно снял эту проблему. Германии был предоставлен доступ к местной нефти и транспортный коридор к черноморским портам в обмен на присоединение Транснистрии с портом Одесса, что фактически означало утрату «жемчужиной у моря» транзитных функций и создание крупнейшего коммуникационного узла Черноморья в Констанце.

Угроза территориальной целостности Румынии со стороны Советского Союза сохранялась и в послевоенные годы, особенно до начала 50-х годов. На Стамбульский театр военных действий были ориентированы элитные воздушно-десантные части советской армии, расположенные в украинском Причерноморье. Учитывая эти обстоятельства и относительно «холодные» отношения Румынии с Советским Союзом при режиме Чаушеску был осуществлен крупномасштабный проект создания нового коммуникационного коридора к Черному морю. Канала Чернавода – Констанца не только дал более короткий выход к Черному морю придунайским странам ЦВЕ, но и стратегически рассматривался как гарант национальной безопасности и территориальной целостности Добруджи в составе Румынии. В процессе продвижения ЕС на Восток стало очевидным, что здесь будет создан главный коммуникационный выход Сообщества к Черному морю. Болгарские и украинские порты не смогли составить конкуренцию. Болгария оказалась в тени балканского кризиса и нерешенной проблемы Косова. Украина доказала полную несостоятельность к европейской интеграции. Происходящие процессы геополитической трансформации в Юго-Восточной Европе предоставили Румынии шанс к возрождению как региональной державы. Это наглядно иллюстрирует украинско-румынский конфликт вокруг острова Змеиный.


Геоэкономический словарь-справочник. — Одесса: ИПРЭЭИ НАНУ. . 2004.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»