Евразийские «газовые мосты» России

Евразийские «газовые мосты» России
Геополитический фактор формирования основных направлений транспортировки российского газа обусловлен срединным евразийским положением страны между Западной Европой и АТР. Россия как самая крупная территориальная держава мира, имеет уникальную возможность диверсификации направлений транспортировки газа, что значительно увеличит возможность использования энергетического фактора в формировании внешней экономической политики, включая цены на газ. Поставка энергетических ресурсов и военная помощь остаются важнейшими источниками влияния России на «ближнее зарубежье».

Россия будет играть стратегическую роль в мировом газовом комплексе, развитие получат три направления транспортировки российского газа — западное, южное и восточное. На российский газ ориентировано большинство стран Западной, Центральной и Юго-Восточной Европы. Активная экспансия на западноевропейском рынке обеспечивает основные доходы от экспорта российского газа. Здесь наиболее приоритетным является создание газотранспортных систем в Западную Европу через Белоруссию и балтийские порты. Это направление становится перспективным не только по геополитическим причинам, но и в связи с тенденциями смещения основных районов добычи на крайний север России. При благоприятном международном климате английские, норвежские и ближневосточные конкуренты не смогут вытеснить Россию с западноевропейского рынка. Только в условиях крайней политической конфронтации Запад может пойти на определенные жертвы и отказаться от российского газа. Трасса будущего трубопровода Ямал - Европа пройдет западным маршрутом через Белоруссию к Берлину и далее в Голландию и Францию.

Наращивается мощность южной газотранспортной системы из России в Украину, Молдавию, Румынию, Болгарию, Грецию и Турцию. Проложена трасса газопровода по дну Черного моря между Новороссийском и турецким портом Самсун. Таким образом, все причерноморские страны являются потребителями российского природного газа, хотя это не исключает возможность создания альтернативных источников снабжения. Газотранспортные системы соединяют Россию с республиками Закавказья и Центральной Азии.

Возрастание экономической мощи Азиатско-Тихоокеанского региона и увеличение опасности отторжения Дальнего Востока обусловили формирование российской концепции восточного «газового моста». Еще в 70 — 80-х годах планировалось освоение месторождений в Якутии и на Сахалине для экспорта в Японию природного газа, однако ограниченные инвестиционные возможности России не позволили реализовать эти компенсационные проекты. В настоящее время выделяется группа проектов, реализуемых с помощью кредитов Японии и других зарубежных компаний на шельфе Сахалина.

Большие надежды в России связаны с возможным выходом российского газа на китайский рынок. Китай не в состоянии обеспечить растущие потребности в природном газе за счет собственных ресурсов и подписал протоколы с Россией о намерениях импорта энергетический ресурсов. Китай планирует получать из России ежегодно в течение 25 лет по 30 млрд куб м газа. Имеется несколько инвестиционных проектов сооружения газопроводов из Западной Сибири от Уренгоя длиной более 6,5 тыс. км, от Ковыктинского месторождения в Иркутской области длиной 3 тыс. км и проект подключения к этой магистрали газопровода из Якутии. Китай настаивает на транспортировки не первичного сырья, а готового продукта, например, бензина, или электроэнергии через кабельные системы. Строительство традиционных высоковольтных линий приведет к отчуждению больших площадей земли, на что китайская сторона не может согласиться. С другой стороны, укладка специального кабеля значительно снижает эффективность проекта для российской стороны. Китай выступает и против трубопроводной транспортировки природного газа, настаивая на его переработки в Сибири с передачей части китайской квоты на выбросы в атмосферу.


Геоэкономический словарь-справочник. — Одесса: ИПРЭЭИ НАНУ. . 2004.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»