- Европейская интеграция. Нацистский проект
- В конце 30-х годов немецкими экономистами был разработан долгосрочный проект европейской интеграции после победы фашистской Германии над СССР. В 1942 г. рейхсминистр по вопросам экономики Вальтер Функ, обращаясь к конференции германских промышленников, призвал обсудить возможность создания «европейского экономического сообщества». Культивирование повышенного чувства солидарности европейских народов возможно с помощью всех форм экономического сотрудничества. Согласно немецким планам, предусматривалось создание Европейского торгового блока и Центрального банка со штаб-квартирой в Берлине.
Особое внимание уделялось формированию коммуникационной сети и созданию новых транспортных коридоров. Роттердаму отводилась роль крупнейшего порта Третьего рейха для экспорта грузов. Предусматривалось завершение строительства системы каналов Рейн — Майн — Дунай или, как подчеркивал Гитлер, «экономической кругосветки неслыханной протяженности». Для защиты европейских морских коммуникаций от внешних врагов, планировалось создание военно-морских баз. Крупнейшая в мире военно-морская база размещалась в норвежском Тронхейме. Гитлер утверждал, что новые автомагистрали «ликвидируют границы стран Европы», как они уничтожили региональные барьеры внутри Германии.
В Восточной Европе Чехословакия исчезала как независимое государство и превращалась в Судетенленд плюс Протекторат Богемия и Моравия. Западная Польша с Познанью (Историческая Западная Пруссия) включалась в состав Третьего рейха, а остальная территория получала статус генерал-губернаторства, обеспечивающего Германию дешевой рабочей силой.
Мегаломаниакальные планы были у Гитлера на Востоке. В 1941 г. фюрер сказал о Советском Союзе: «С нашей помощью он перестанет ассоциироваться с азиатской степью, мы его европеизируем». Остатки Советского государства сохранялись за Уралом в Сибири. Перманентная долговременная война на восточной фронте по мнению Гитлера способствовала бы созданию поколения настоящих мужчин в отличие от безвольной Европы. Прибалтийские республики и Белоруссия должны были войти в состав рейхскомиссариата Остланд со столицей в Риге. Украина, где к 1960 г. планировалось проживание 20 млн. немцев, становилась продовольственной житницей Третьего рейха. Кавказ со столицей в Тбилиси выполнял функции нефтяного придатка Германии. Московии отводилась территория от Санкт-Петербурга до Уфы. После эвакуации произведений искусства Москва должна была исчезнуть с лица земли и превратиться в искусственное озеро.
Ключом к колонизации восточных территорий должна была стать новая сеть автобанов, отличающихся от западноевропейских высокими скоростями. Три шестирядных автомобильных транспортных коридора создаются в направлениях Берлин - Могилев - Уфа и Санкт-Петербург - Могилев - Киев - Винница - Одесса и Берлин - Винница - Теодорихсхафен (Севастополь). Прокладывается скоростная широтная железнодорожная магистраль Мюнхен - Винница/Жмеринка - Ростов-на-Дону.
К 1994 г. должна была завершиться европеизация Московии и Украины на основе формирования транспортных коридоров. Автобан соединял Одессу и Крым с Берлином и Гамбургом. Другой автобан Санкт-Петербург - Киев - Винница - Одесса возрождал путь «из варяг в греки». Не случайно, на пересечении этих транспортных коридоров запад - восток и север - юг в районе Виннице во время Второй мировой войны было осуществлено строительство главного командного пункта на восточном фронте — ставки Гитлера «Вервольф» (Волчье логово).
В этом проекте Украинскому Причерноморью отводилась роль хлебной житницы, а Черному и Азовскому морям - главного рыбодобывающего «цеха» Европы, Крым превращался в один из европейских курортов. Вот какая картина описана в известном на Западе романе английского писателя Роберта Харриса «Фатерланд», где речь идет о вымышленной немецкой сверхдержаве, созданной на основе нацистских планов «переустройства» Европы и Советского Союза. ...В конце трудовой недели жители Одессы и Теодорихсхафена (бывшего Севастополя) устремляются на экскурсии в Берлин. С берегов Черного моря в ночное путешествие отправляются железнодорожные экспрессы с комфортабельными ширококолейными двухэтажными вагонами. Местные фермеры предпочитают путешествовать по шестирядному первоклассному автобану, где «фольксваген» может держать постоянную скорость 60 миль в час. Действительность предвосхитила прогноз. О хлебной житнице Европы и самом рыбопродуктивном в мире Азовском море говорят в прошлом времени, местный рынок насыщен второсортными товарами с Ближнего Востока, а Крым напоминает Сицилию из голливудских фильмов. Отсутствуют современные скоростные магистрали.
Идеи экономической программы нацистской перестройки Европы совпали с современными интеграционными тенденциями. Европейский и не только торговый союз стал реальностью, финансовый центр континента находится в Германии, правда, не в Берлине, а во Франкфурте. Европейские транспортные коридоры Запад - Восток являются одной из приоритетных программ Европейского сообщества. Завершилось строительство судоходной системы Рейн-Майн-Дунай.
Геоэкономический словарь-справочник. — Одесса: ИПРЭЭИ НАНУ. В. А. Дергачев. 2004.