- Япония. Цивилизационный код
- Страна «Восходящего солнца» добилась благоденствия с опорой на национальные традиции. Японцы не религиозны, многие из них одновременно считают себя синтоистами (язычниками), буддистами и христианами. Для японца справедливо то, что целесообразно. Характерна приверженность к стабильности, к состоянию равновесия и стремление к социальному равенству, усредненности и неприятию крайностей. В Японии не очень много богачей и немного нищих. В основе менеджмента лежит коллективизм японцев. Отношения людей в фирме строятся как отношения между членами одной семьи. В японской традиции доминирует обращение внутрь своего сообщества, это страна практически одной национальности.
Истоки национальных традиций заложены в генетическом коде японцев. Производство главной сельскохозяйственной культуры риса очень трудоемко и требует синхронной работы многих людей. Монотонный труд на рисовых полях выработал общую потребность в усредненности. Любая самостоятельность, включая попытку одного работника ускорить свою работу, была бы не только бессмысленна, но и могла нарушить слаженность всего производственного процесса. Здесь намного важнее умение каждого работника четко исполнять свои обязанности. Чиновники имеют очень большую власть и взаимоотношения граждан и государства определяются принципом «народ послушен властям — власти послушны народу».
Потребность в усредненности объясняется так же и другими причинами. Система пожизненного найма основана на различиях в оплате труда в зависимости от возраста, но отнюдь не по индивидуальным качествам и достижениям. По своим способностям и результатам труда люди не равны. Но ведь способности — это не заслуга человека, а природный дар. Поэтому человек реализует себя как личность, если дисциплинирован и выкладывается на своем уровне.
Местные социокультурные особенности в значительной степени сформировались в имманентном мире средневековья. Японцы, географически близко ощущавшие дыхание китайской цивилизации, как никто другой осознают влияние рубежной энергетики культуры. В отличие от устремленной вдаль Европы, средневековая Япония сосредотачивалась на себе через множество «пограничных» состояний, где особое место занимает маргинальная культура чайной церемонии. «Пограничное положение» чайной церемонии на рубеже реальности и искусства способствовало «программированию» определенного эмоционального состояния. Чайный ритуал становился способом временной перестройки сознания, отключения от повседневного опыта и стимуляции сферы подсознательного. «Путь чая», с его идеей равенства и ориентацией на демократические по своему происхождению идеалы, способствовал приспособлению японского общества к меняющейся исторической ситуации, его социальной перестройке, несмотря на сохранение феодальных институтов.
Геоэкономический словарь-справочник. — Одесса: ИПРЭЭИ НАНУ. В. А. Дергачев. 2004.