- Балтия. Геоэкономический код
- Страны Балтии в 20 в. неоднократно теряли наиболее предприимчивых и наиболее трудолюбивых граждан. До и после Отечественной войны «кулаки» и многие другие латыши подверглись репрессиям и были выселены в Сибирь или сосланы в ГУЛАГ. Но еще большие потери Балтия понесла за счет утраты местных диаспор, традиционно отличающихся высокой деловой активностью. Полиэтничность является важным фактором формирования геоэкономического кода государств, расположенных на рубежах цивилизаций. Например, в1939 г. Латвию покинули 50 тысяч немцев, в годы войны в концлагерях погибла значительная часть местных евреев. В результате был утрачен генофонд этих двух народов, которым в буржуазной Латвии принадлежало более 70% собственности.
В настоящее время в Балтии велика доля некоренного населения, что обусловило жесткую этническую политику и введения правового статуса «неграждан». В Литве они составляют около 20% населения (9% русских, 7,3% поляков, 1,7% белорусов и др.), в Латвии — более 48% (33% русских, 4,5% белорусов, 3,5% украинце, 2,3 % поляков, 1,3% литовцев и др.), а в Эстонии — около 40% (31% русских, 3,3% украинцев, 1,8% белорусов, 1,1% финнов и др.). В самом крупном прибалтийском городе и столице Латвии — Риге доминируют жители некоренной национальности — 62% (47% русских, 9% белорусов и украинцев и др.). Вместе с тем, наибольшую деловую активность проявляют представители русскоязычной субкультуры, которым принадлежит свыше 80% частных капиталов. Местные предприниматели, общающиеся на русском, предпочитают нестабильный, но знакомый и потенциально богатый российский рынок. Заметна активность латвийских банков в России, Украине и других бывших союзных республиках. Поэтому, несмотря на жесткую этническую политику, страны Балтии заинтересованы в мощной и эффективной российской экономике.
Социокультурные особенности Литвы, Латвии и Эстонии, где доминирует западное христианство, наглядно проявляются в относительно успешном переходе к рыночным отношениям. Например, в странах Балтии в отличие от Калининградского анклава России, удалось создать модель свободных экономических зон в портовых городах, где основным субъектом деятельности является частный предприниматель, а не чиновник. В СЭЗ установлен преференциальный режим для расширения транзитных функций. Законы рыночной экономики, а не политики диктуют российским и местным коммерсантам маршруты для экспорта и импорта товаров. Установление на железных дорогах Литвы высокого тарифа для грузов в свободную экономическую зону «Янтарь» (Калининград) сделало Клайпедский порт более привлекательным для российского экспорта. В странах Балтии транзит российских грузов через местные порты стал главным источником валютных поступлений. Развитая инфраструктура и низкие тарифы способствуют экспорту через местные порты нефти и нефтепродуктов, черных и цветных металлов, химических грузов и минеральных удобрений. Почти половина грузооборота портов Балтии приходится на Вентспилс (30 млн. т.), основу которого составляют транзит с Востока. В свободном порту работают крупнейшие в Балтии терминалы для нефти, нефтепродуктов и жидких химикатов и крупнейший в мире терминал для калийных минеральных удобрений. В 90-е годы в развитие инфраструктуры порта инвестировано свыше 300 млн. долларов.
Ускоренная и относительно успешная европейская интеграция Эстонии, Литвы и Латвии привели к негативным социо-психологическим последствиям. Страны Балтии лидируют в Европе по числу самоубийств на душу населения, расплачиваясь за высокие темпы рыночных реформ человеческими жизнями.
Геоэкономический словарь-справочник. — Одесса: ИПРЭЭИ НАНУ. В. А. Дергачев. 2004.